вы же не рыба, откуда вы знаете, что рыба радуется?


Previous Entry Share Next Entry
про нойз и смыслы
слепой
sky_and_sea
Что такое нойз – я здесь буду подразумевать под этим термином всю палитру шумовой музыки от эмбиента и дроуна вплоть до харш-нойза – и зачем он нужен, я понял на концерте Мерзбоу в Токио в конце прошлого, 2012 года. Это впечатление личное, эмоциональное, и психологии здесь, конечно, больше, чем культурологии. Но, давайте согласимся, что есть области знания, подойти к которым можно только с этой стороны. Хотя бы посмотрим, что из этого может выйти. А получается вот что.

Мне в Токио никогда по-настоящему не нравилось. Здесь интересно, здесь происходит много важного, и я хотел бы иметь возможность периодически посещать этот город, но жить тут постоянно тяжело (заметим, что я только о Токио, а не о всей Японии). Потом объясню почему, сейчас нет времени. Так вот, в один из моих стандартных дней в Токио – немного учебы, книги, вялое пролистывание страниц в сети, случайные мысли о неудачах в, как это принято говорить, личной жизни, сумбурная тоска по родине, открытие новых страниц в жизни, переосмысление старых, много японцев – вечером я отправился на совместный концерт барабанщика группы Ruins, кастрированного состава Melt-Banana (только вокалистка и гитарист) и, собственно, Мерзбоу, легенды японского нойза. Кого-то я сначала хотел пригласить с собой и даже расстроился, когда не получилось, но потом я понял, что это только к лучшему – ведь иначе я бы вряд ли понял что-то про нойз. Концерт был в маленьком клубе Bush-Bash (или что-то в этом духе) на окраине города, в самом центре бетонного плато с 30 миллионами жителей, где тысячи кварталов с двух- и трехэтажными домиками сменяют друг друга почти без каких-либо внешних изменений. В одной из таких коробок и расположен милый клуб буш-баш: стандартный набор из анти-ядерного активизма, подпольных концертов, веганской еды, редкого винила и так далее. Я пил свое пиво, пытался с кем-то поговорить, но, в целом, на душе было паскудно, не помню зачем и почему.

Тацуя Ёсида это ощущение только усугубил беспорядочной долбежкой по барабанам и резкими сэмплами (которые были там зачем?). Этом шум был противен на физическом уровне, не как бывает тяжело слушать обычный фри-джаз, если ты не настроен, а просто тошнотен. Я вышел и стал ждать Банану.

Банана тоже не порадовала: после Ёсида это было несерьезно, а перекрыть эмоции панковским драйвом у них не получилось из-за отсутствия половины группы. Это было не противно, но скучно.



И вот, когда я стал уже жалеть о потраченных на билет деньгах, дело дошло до Мерзбоу. Он разложил на столе коллекцию самодельного барахла, подключил к усилителям какие-то звуковые процессоры непонятного происхождения и фукнционала и стал через это все вещать в мир. Первые несколько минут ничего особенного не происходило, шум имел какую-никакую ритмическую структуру, было громко, но терпимо, люди даже пытались танцевать (что?). Вход в пустоту случился только минут через десять. Когда я понял, что ничего, кроме этого обволакивающего шума, в мире больше нет.

Обычно музыка говорит с тобой ассоциациями, намекая на что-то, транслируя эмоцию через отсылку к третьему. Сама по себе мелодия, ну то есть последовательность звуков, не обладает качествами вроде «радость», «грусть», «отчаяние». Она говорит тебе: «ты в отчаянии, а это вот так»; «ты рад, и это ты чувствуешь таким образом»; «тебе грустно, и ты называешь этим такое состояние». Я только сейчас пытаюсь это осмыслить, поэтому, возможно, не совсем прав или не прав вообще. Не важно. Тут главное, почувствовать разницу.

Музыка Мерзбоу – а я настаиваю, что это музыка – ничего такого не делает. Она берет твое сознание за руку и отводит его туда, где находится дом. Из мира – туда. В места, где человека уже нет, но мы еще можем пытаться что-то почувствовать, не скажу «понять». Это первобытное пространство никак нельзя назвать пустым, оно таким лишь кажется, потому что там нет объектов, которые заполняют наше пространство, ты просто не узнаешь ничего и думаешь, что ничего-то и нет. Тривиальная для философии мысль, азбука нью-эйджа, пошлость из уст хиппи, об этом еще Кастанеда писал – а ты почувствуй это кожей. Посмотри на людей, которых корежит на полу. Побудь там, походи туда-сюда, посиди в углу, закрыв глаза. Бессмысленно пытаться описать саму музыку, да я ее и не помню, честно говоря. Скрежет, лязг, долбежка, треск и оглушающие удары – это всего лишь маска, которая скрывает все стремящееся к величию, а тебе нужно просто освободить себя от тирании мелодии и ритма, иначе туда тебе попасть очень тяжело. Все это легко свести к скучным канонам о «просветлении» и «истине», тогда как это всего лишь дорога в другой мир, куда многие из нас иногда хотят выходить.

Вывод здесь, однако, немного другой. Нойз нужен не для того, чтобы эту дорогу найти. В крайнем случае, есть и другие способы. Но именно нойз, маскирующийся под музыку, а потому не сразу принимаемый нами за то, чем он на самом деле является, наглядно демонстрирует нам Отличное. А через это различие мы можем понять, что смысл есть и за пределами человеческого существования. Ведь «главный» вопрос философии – в чем смысл жизни? – всегда понимали неправильно. На самом деле он звучит так: есть ли смысл вне жизни?

Есть.



ps этот текст писался ни для кого и ни за чем, но потом я подумал, што есть несколько человек, к-ым это может быть интересно. так-то я давно уже веду бумажный дневник, там много такой хуйни. привет.

  • 1
бумажный дневник. почувствовала некоторое время назад необходимость вернуться к бумажному дневнику.

да, это важная вещь, на самом деле. многое ты никогда не решишься открыто куда-то выложить, а для себя это надо прописать и обдумать.

а мне щас нойз-рок чота вставляет.

а што именно? под нойз-роком иногда понимают совсем разные вещи от butthole surfers и до lightning bolt.

на 5:40 чото вставило
текст отличный

спсб. вот я думаю, што пять минут - это какой-то порог, дальше происходит изменение сознания.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account